Ларьки накрылись... сетью

1 февраля 2018
Ларьки накрылись... сетью

Московские нестационарные объекты торговли, в народе именуемые ларьками, не дают покоя местным властям. Много лет они ведут с ними борьбу, практически сведя ее к их постепенному уничтожению. На днях принято очередное решение упорядочить работу ларьков, на деле это означает крах уличной торговли.

 

Мосгордума приняла закон, согласно которому запрещается торговля в радиусе 50 метров от станций метро и транспортно-пересадочных узлов. Раньше этот радиус нарисовали в 25 метров, но теперь хватай, хозяин, рулетку, отмеряй и толкай свой киоск вдвое дальше от буквы М.

Как утверждают те, кто одобрил закон в Московской думе, эта затея позволит «упорядочить торговлю и оказание услуг в городе вне специально отведенных для этого мест, а также увеличит количество выявляемых правонарушений в этой сфере». Вот именно так, на полном серьезе! Торговля станет еще «упорядоченней», и «увеличится количество правонарушений», которые будут выявлять власти.

Москвичи удивляются: как только власти начинают наводить порядок в уличной торговле, так тут же возникают проблемы. Мы, газетчики, хорошо помним, что после судьбоносного решения отодвинуть ларьки на расстояние 25 метров от станций метро в первую очередь пострадала пресса - тиражи сократились на 25-30%. А как только убрали киоски из подземных переходов - сократились в 3 раза торговые площади.

Сейчас право владения всеми торговыми павильонами под землей перешло городу, а их аренда реализуется через аукционы. За первые полтора года этих торгов было выкуплено лишь 500 торговых точек, хотя прежде их было около полутора тысяч.

Первые аукционы проходили в обстановке искусственно созданного ажиотажа, участники накручивали цены, и стоимость аренды торговых площадей возросла в 2,5 раза. Для властей вроде бы хорошо, но бизнес посчитал убытки и решил сворачиваться.

Похожая картина имела место и с наземной торговлей. Цена аренды киосков на бойких местах взлетела в десятки раз, а киоски на окраинах оказались нерентабельными. Около станций метро оставили по одному-два киоска прессы, хотя годами там уживались по несколько благодаря большому потоку горожан, которым теперь стало много сложнее по дороге с работы купить и цветы, и хлеб, и прессу, и прочие товары повседневного спроса.

В результате потребительский рынок - важнейший фактор роста экономики - в столице продолжил сжиматься. Закрылись сотни малых предприятий, дававших работу тысячам жителей и приносивших налоги в бюджет. Подсчитано: если восстановить старое количество точек торговли прессой, можно было бы увеличить сбор налогов на несколько миллиардов.

Вопрос: кому принесет пользу удаление торговых точек уже не на 25, а на 50 метров от метро, где поток потенциальных покупателей совсем поредеет? Кому выгодно, если с исчезновением ларьков и киосков исчезнут с улиц и дешевые товары?

Ответ прост: крупным торговым сетям. Они в этой ситуации становятся фактически продавцами-монополистами в радиусе нескольких городских кварталов и получают возможность поднимать цены. И как раз на продукты и товары первой необходимости.

Это ведь только у Росстата и Центробанка инфляция 2,5%, граждане же меряют ее по своим кошелькам после похода в супермаркет и видят, чем оборачивается крепкая дружба столичных властей с большими авторитетными ретейлерами.

Алексей Воробьев

Источник: Мир новостей

Опубликовано: