Проблемы рынка подписки

2 марта 2017
Проблемы рынка подписки

 

Печатные СМИ по-прежнему доминируют на информационном рынке России. Если аудитория электронных СМИ в России не превышает 10 миллионов человек, то печатную прессу читают не менее 80-90 миллионов человек. Многие из них активно выписывают печатные газеты и журналы.

Однако, в последние годы аудитория печатной прессы начинает стремительно сокращаться по причине разрушения традиционной системы распространения. Сокращается сеть розничного распространения прессы. По данным АРПП, не будет преувеличением сказать, что каждый день в России закрывается десять киосков прессы. В подписке стоимость почтовой доставки выросла настолько, что от нее отказываются даже те, кто подписывался годами и десятилетиями. ФГУП «Почта России» занимает доминирующее положение на рынке по оказанию услуг по приему заказов на подписку и доставке газет и журналов подписчикам.

 

Нет поводов сомневаться в том, что почтовый оператор прилагает определенные усилия для развития подписных и стабилизации подписных тиражей. В частности, помимо традиционных акций продвижения подписки путем временного снижения подписных цен («декад подписки»), почтовый оператор пошел по пути организации масштабного проекта благотворительной подписки «Дерево добра». Да и «декады подписки» стали проводиться чаще, в том числе – во время досрочных подписных кампаний. Свою положительную роль играет и скидка на почтовый тариф, получаемая издателями, включающимися в список Экспертного совета по региональным СМИ при Министерстве связи и массовых коммуникаций. Правда, от издателей, которым не посчастливилось попасть в этот список, часто приходится слышать нарекания в том, что с помощью этого списка на рынке создаются искусственные преференции для части издателей за счет других. Как бы там ни было, приходится признать, что после 3-кратного повышения в 2014 году почтовых тарифов на прием, обработку и доставку подписки, ни «Почте», ни подписным агентствам, ни издателям так и не удалось создать предпосылок для реальной стабилизации подписных тиражей.
В этой ситуации важным фактором развития подписки могло бы стать единение всех игроков рынка, возможное лишь в условиях равной конкуренции. Но в последние год-полтора отраслевое сообщество обратило внимание на элементы возможных нарушений и злоупотребления преимущественным положением на рынке подписки ФГУП «Почта России». В частности, в период проведения подписной кампании на первое полугодие 2017 года ФГУП «Почта России» в ходе «декад подписки» предоставила подписчикам почтового подписного каталога и подписчикам каталогов подписных агентств неравные условия подписки на одни и те же издания. Это подтверждается, в частности, письмом ФГУП "Почта России" от 26.08.2016 за № 1.9.3.12-19/7863. В этом письме на период «декады подписки», с 13 по 23 октября 2016 года, ФГУП «Почта России» предоставило для изданий, включенных в почтовый каталог, скидки на услугу по приему заказов от подписчиков и доставки им газет и журналов, на 5% превышающие аналогичные скидки для тех же изданий, включенных в каталоги подписных агентств. Для последних было предназначено письмо ФГУП «Почта России» от 24.08.2016 № 1.93. 12 -19/ 7794 с дискриминационными условиями. По данным фактам Национальная ассоциация издателей сочла необходимым обратиться за разъяснением в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации.
Для стабилизации рынка подписки НАИ предлагает рассмотреть инициативу о передаче вопроса формирования «Методики формирования тарифа по подписке и доставки периодической печатной продукции» в ведение Правительства РФ или уполномоченного им государственного органа. На наш взгляд, почтовые тарифы - это важнейшая проблема российского рынка подписки. После отмены государственного субсидирования подписки в 2014 году, трехкратного увеличения почтовых тарифов на доставку и связанного с этим двукратного сокращения подписных тиражей рост тарифов не остановился. В 2015 и 2016 годы ФГУП «Почта России» дважды повышала тарифы по подписке на десять процентов. К чему это ведет? Подписные тиражи, собранные во время подписной кампании на первое полугодие 2016 года, сократились на 27% по сравнению с подписной кампанией на первое полугодие 2014 года. В абсолютном значении подписной тираж сократился с 1 млрд. экз. в 2013 году до 700 млн. экз. в 2015 году. При этом, предпринятое «Почтой» повышение подписных тарифов приходится признать избыточным. По данным Росстата, официальный уровень инфляции в РФ за период с 2008 года (когда были введено государственное субсидирование подписки) по август 2016 года составил 85,54%. Но рост тарифов «Почты России» на доставку подписки за этот период составил 225%.
Такой значительный рост почтовых тарифов ведет к сокращению периодичности выхода печатных изданий, сокращению количества полос, перехода издателей в электронный формат, сокращению персонала издательских домов, закрытию новых проектов. При этом, представители почтового оператора при расчете все увеличивающихся тарифов ссылаются на «Методику формирования и применения тарифов на услугу по приему заказов от клиентов на подписку и доставке газет и журналов», утвержденной распоряжением предприятия от 28.06.2007 г. № 82-р и периодически актуализируемой без существенных изменений. Но изучение «Методики» не позволяет сделать однозначный вывод в пользу «почтовой точки зрения». По сути, указанная «Методика» - это внутренний документ, основывающийся на прогнозных критериях и условных расчетах себестоимости различных этапов оказания услуги. При желании, в формулы могут быть вставлены показатели абсолютно любых косвенных затрат, не обязательно связанных лишь с оказанием услуг по доставке подписных изданий. При этом, проверить реальность этих затрат не представляется возможным. А в некоторых формулах и вообще используется коэффициент уровня рентабельности, связанный с почтовой инвестиционной политикой. Другими словами, в указанной «Методике формирования и применения тарифов» расходы на обеспечение доставки подписных изданий невозможно разграничить со всеми прочими расходами почтового оператора.
Таким образом, мы считаем необходимостью введение регулирования данных тарифов федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Не говоря уже о необходимости достижения их максимальной прозрачности для всех участников рынка подписки. Существует документ, от лица Министерства связи и массовых коммуникаций рекомендующий ФГУП «Почта России» проводить общественное обсуждение любого изменения связанных с подпиской тарифов. По факту, оно не проводится даже на уровне Общественной палаты. Считаю, что вышеперечисленные меры могут стать гарантом стабильности рынка распространения периодических печатных изданий по подписке.
Для участников подписного рынка ФГУП «Почта России» является сегодня одним из основных партнеров. Существует ряд серьезных проблем во взаимодействии с этим партнером, что существенно снижает возможности для выхода рынка подписки из ситуации кризиса и стагнации подписных тиражей. При этом, решить эти проблемы возможно лишь совместными усилиями всех участников отрасли, при поддержке государства.

Вице-президент Союза Издателей НАИ Александр Орешкин

Planetasmi.ru

Опубликовано: