
С 1-го сентября 2016 года стартовала основная подписная компания на периодические печатные издания на первое полугодие 2017 года. ФГУП "Почта России не стала повышать тарифы на прием, обработку и доставку подписки на новый подписной период ", но при этом буквально накануне подписной кампании был ликвидирован специальный тариф для городских и районных изданий, формировавшийся из расчета 25%-ой скидки (на второе полугодие 2016 года «Почта» он был снижен до 15%).
В итоге пострадали местные издания, в которых традиционно публикуются самые актуальные местные новости, краеведческие материалы, объявления, информация муниципальных органов власти. У местных газет – наиболее тесная связь с читательской аудиторией. Они охотно публикуют письма в редакцию и проводят по ним журналистские расследования. Не будет большим преувеличением сказать, что городские и районные издания формируют местное гражданское общество.
Сложности в отношениях почты, издателей и подписных агентств начались в 2008 году, когда почтовые тарифы на прием и доставку подписки сильно возросли.
Участниками рынка была организована акция под лозунгом «Задушить свободу слова можно разными способами. Например, резким повышением тарифов на подписку». В итоге правительство РФ приняло решение о замораживании почтовых тарифов с помощью механизма государственного субсидирования подписки. Между тем, в 2008 году участники акции против высоких почтовых тарифов не просили выделить государственные субсидии «Почте России». Они просили (и даже требовали) остановить рост почтовых тарифов.
Но уже весной 2013 году тарифы были увеличены на 15%, а с 2014 года субсидии были вовсе отменены.
Изменения почтовых тарифов
Период |
Темп изменения подписных тиражей к аналогичному периоду прошлого года на дату окончания подписной кампании, % |
Размер полученных Почтой России субсидий, млрд. руб. |
Изменение почтовых тарифов по отношению к аналогичному периоду прошлого года, % (данные Почта России) |
|
2008 г. |
|
|
1,6 |
|
1 полугодие |
2,00% |
|
0 |
|
2 полугодие |
0% |
|
0 |
|
2009 г. |
|
|
3 |
|
1 полугодие |
-2,9 |
|
0 |
|
2 полугодие |
-2,2 |
|
0 |
|
2010 г. |
|
|
3 |
|
1 полугодие |
-1,1 |
|
0 |
|
2 полугодие |
-0,4 |
|
0 |
|
2011 г. |
|
|
3 |
|
1 полугодие |
-1,9 |
|
0 |
|
2 полугодие |
-2 |
|
0 |
|
2012 г. |
|
|
3,2 |
|
1 полугодие |
-0,5 |
|
0 |
|
2 полугодие |
-2,1 |
|
0 |
|
2013 г. |
|
|
2,5 |
|
1 полугодие |
-5,1 |
|
0 |
|
2 полугодие |
-6,5 |
|
15 |
|
2014 г. |
|
|
3 |
|
1 полугодие |
-5,5 |
|
0 |
|
2 полугодие |
-20 |
|
Изменение базового тарифа за первые 12,5 г. веса составило от 82% до 169% в зависимости от тарифной зоны |
|
2015 г. |
|
|
0 |
|
1 полугодие |
-27,5 |
|
0 |
|
2 полугодие |
-9% |
|
10 (кроме некоторых ежедневых газет) |
|
2016 г. |
|
|
0 |
|
1 полугодие |
-5,47 (+4,2% относительно 2015-2) |
|
0 (снижение скидки по тарифу для городских и районных изданий с 25% до 15%) |
|
2 полугодие |
-5,20% |
|
0 (отмена скидки по тарифу для городских и районных изданий) |
Как видно из таблицы государственные субсидии, которые выделялись «Почте России» вплоть до 1 полугодия 2014 г. способствовали недопущению резкого снижения подписных тиражей.
Период |
Темпы роста цен на услуги в России, на декабрь текущего года в отношении к декабрю предыдущего года %* |
2008 |
15,93 |
2009 |
11,6 |
2010 |
8,6 |
2011 |
8,72 |
2012 |
7,28 |
2013 |
8,01 |
2014 |
10,45 |
2015 |
10,2 |
2016 |
4,75 (август 2016 относительно декабря 2015) |
По данным Росстата