Остаться в живых!

16 января 2017
Остаться в живых!

Для бумажной журналистики этот лозунг становится требованием времени.

В чем отличие Дня российской печати, который в этом году отмечается в 27 раз, от предшественника – Дня советской печати, широко праздновавшегося в СССР 5 мая? Наверное, не будет преувеличением такое сравнение: в прошлом веке это был день, когда журналисты, рабселькоры и полиграфисты радостно констатировали достижения печатной периодики, а читатели и почитатели желали им дальнейших творческих высот. Новый праздник, чем дальше, тем больше, становится днем, когда ведут счет потерям и о будущем говорят отнюдь не в мажорном ключе.

Причин несколько: это и развитие информационных технологий, породившее многочисленные интернет-издания, и экономический кризис, и политические факторы. По прогнозам экспертов Фонда развития гражданского общества, над печатными СМИ нависла угроза практически полного исчезновения, в промежутке между 2020 и 2030 годами. Тех, кто выживет, ждут новые правила игры: газеты вынуждены будут перейти на бесплатное распространение, в то же время ушедшие в интернет введут платный доступ к материалам своих сайтов.

И всё же оптимисты считают, что печатная пресса по-прежнему останется значимым источником информации, имея определённые преимущества перед онлайн-СМИ. Проигрывая в оперативности, газеты выигрывают в аналитичности: интересуются значимостью явления, предпосылками и последствиями. То есть, если самая горячая информация раньше появляется в интернете, то «на бумаге» читают в основном эксклюзивные авторские аналитические материалы. Кроме того, печатная пресса – это строгий документ: «Что написано пером, не вырубишь топором»

Так или иначе, тенденция налицо: балом правит рынок, и присутствие на нем бумажных газет и журналов сокращается постоянно и неуклонно. Вот и в минувшем 2016-м, по данным АРПП (Ассоциации распространителей печатной продукции) объёмы тиражей бумажных СМИ упали примерно на 14%, в том числе тиражи, проданные в розницу, на 16-17%. Вместе с этим продолжалось сокращение количества розничных точек, торгующих прессой, а рост цен на печатные СМИ достиг 12%.

С трудом выживает не только малая пресса, к разряду которой относится наша газета, но и крупные, популярные и качественные издания. У петербуржцев еще свежа в памяти потеря сразу трех городских газет – «Вечерки», «Смены» и «Невского времени». Среди переставших выходить в минувшем году региональных СМИ можно назвать, к примеру, старейшую еженедельную общественно-политическую газету «Челябинский рабочий», которой исполнилось 108 лет. И уже новостью наступившего года стало известие о закрытии бумажных версий журналов «Деньги» и «Власть». Издательский дом «Коммерсантъ» принял решение избавиться от своих неприбыльных еженедельников, о чем в Газете.Ru появилась публикация под заголовком: «Без «Власти» и «Денег», но с «Огоньком»»…Эту фразу в определенном смысле можно отнести ко всей бумажной прессе, которая пытается остаться в живых при отсутствии государственной поддержки, на энтузиазме и голодном пайке. Исключения, разумеется, составляют карманные и прикормленные СМИ – там другие принципы творчества и нормы потребления…

В феврале «Выборгские ведомости» отметят свой 27 день рождения, и в этом году, как никогда, мы нуждаемся в поддержке со стороны наших читателей и рекламодателей.

Всех друзей газеты с Днем печати!


Выборгские ведомости

Опубликовано: