«Мощный кулак» Андрея Кузьмина: «Татмедиа» порвало с РБК

7 октября 2016
«Мощный кулак» Андрея Кузьмина: «Татмедиа» порвало с РБК

Новым партнером убыточного СМИ, которое три года подпитывали власти республики, стал владелец журнала для мужчин Рамиль Усманов

 

Своеобразная медиаосень наступила в государственном медиахолдинге «Татмедиа». Госхолдинг расстается с «РБК-Татарстан», одна только лицензия которого стоила республике 1 млн. рублей в год, не говоря уже об очевидных политических рисках. Одновременно запущен процесс объединения медиаресурсов холдинга на базе ИА «Татар-информ», возглавляемого соратником Андрея Кузьмина по «Эфиру» Шамилем Садыковым. На первом этапе в него вольются редакции Intertat, Sntat и печатной газеты «События».

 
«РБК-ТАТАРСТАН» ДОБАВЯТ ГЛЯНЦА?
Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», новым владельцем франшизы делового СМИ РБК в Татарстане стал владелец журнала First Key Рамиль Усманов. Он подтвердил нам эту информацию, однако не стал раскрывать детали сделки, редакционную политику и перспективы развития проекта. «Если бы вы спросили меня, что в ближайших планах First Key, я бы сказал, что мы в шестой раз проводим выставку недвижимости в Казани с 7 по 9 октября. А все, что касается РБК, конфиденциально — таковы условия договора, который я подписал», — сказал он сегодня в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online».
 
Усманов, что называется, человек из тусовки, частый гость светских мероприятий и вечеринок в ночных клубах. Наверняка это связано с его основной деятельностью — он учредитель глянцевого журнала для мужчин. First Key издается с 2009 года, и, надо сказать, редакции не чуждо своеобразное чувство юмора и политическая смелость. К примеру, в номере за май 2011 года журнал поставил черную обложку, а на внутренних полосах опубликовал мысли бывшего пресс-секретаря первого президента РТ Минтимера Шаймиева Ирека Муртазина. На темном фоне обложки было написано: «Номер, после сдачи которого редакция на всякий случай собрала теплые вещи...» Журнал распространяется бесплатно в заведениях и учреждениях Казани. Тираж — 10 тыс. экземпляров.
 
О том, что руководство АО «Татмедиа» приняло решение отказаться от франшизы, вчера вечером сообщил гендиректор «Татмедиа» Андрей Кузьмин. В разговоре с «БИЗНЕС Online» он пояснил, что сделка вступила в силу с 1 октября. Он не стал называть финансовые параметры, которые действовали ранее, сославшись на условия конфиденциальности, предусмотренные договором. «Мы просто отказались от франшизы, уведомив РБК за месяц до этого, — пояснил он. — С кем они заключили новый договор, это компетенция РБК». Решение связано с тем, что все усилия холдинг теперь направляет на развитие агентства «Татар-информ», добавил Кузьмин.
 
«„Татмедиа“ проводит реструктуризацию интернет-ресурсов для наращивания доли собственных медиа в информационном пространстве республики... Мы должны развивать собственные интернет-медиа и занимать лидерские позиции на рынке. Мы усиливаем редакцию информационного агентства „Татар-информ“, а также сайты основных газет и журналов. Безусловно, проект «РБК-Татарстан» был и остается сильным, но на данном этапе нам интереснее развивать собственные ресурсы, у которых большой потенциал», — цитирует Кузьмина «Татар-информ».
 
Хотя «Татмедиа» теперь никак не связано с РБК, гендиректор АО утверждает, что изменения не скажутся ни на информационной политике, ни на кадрах. Весь состав принял приглашение нового владельца франшизы и продолжает работать. Руководителем проекта «РБК-Татарстан» станет Алексей Блинов, ранее отвечавший за отдел рекламы и event-направление.
 
МИЛЛИОНЫ ЗА ТЕНЬ ВЛИЯНИЯ
Приход известного российского делового СМИ в республику состоялся в апреле 2013 года. Региональная версия «РБК-Татарстан» представляет собой контент федерального сайта rbc.ru с интегрированными локальными новостями. Замгенерального директора РБК Александр Белоновский назвал тогда открытие первого такого франчайзингового проекта закономерным шагом в развитии медиахолдинга. Проект в РТ тогда возглавил московский журналист Евгений Антонов.
 
Идеологом проекта, основной целью которого было усилить слабые позиции госхолдинга в деловом сегменте, был тогдашний шеф агентства «Татмедиа» Ирек Миннахметов. Как рассказал нашей газете экс-гендиректор ОАО «Татмедиа», основатель ателье ZR-shoes и сервисного центра «Ботинок» Рустам Бикмухаметов, с РБК они познакомились на выставке медиафраншиз в Екатеринбурге. «Это была их первая франшиза в России. Задачи ставились исключительно коммерческие.
 
Естественно, это интересный ресурс, и нам хотелось увеличить постоянную аудиторию читателей „Татмедиа“. И конечно, ставилась задача получения прибыли. Стоимость франшизы вспомнить сейчас не могу, скажу лишь, что мы составили бизнес-план, были проведены экономические расчеты, и динамика, которая была на момент, когда я еще был руководителем „Татмедиа“, показывала, что бизнес-модель жизнеспособна. Что было дальше, я уже не знаю, — рассказал он сегодня „БИЗНЕС Online“. — На момент моего ухода из „Татмедиа“ издание приблизилось к точке безубыточности, неплохие объемы и обороты были. По поводу решения о продаже франшизы судить я не могу, так как сейчас не знаком с ситуацией на рекламном рынке. Знаю, что произошел ряд изменений, и если они решили это сделать, значит, с чем-то это связано было. Если кто-то купил, значит, кому-то это нужно, значит, рынок все-таки есть».
 
Как писал ранее «БИЗНЕС Online», стоимость лицензионного договора на издание РБК — 1 млн. рублей ежегодно, трехлетняя аренда доменного имени — 600 тыс. рублей, а договор на право использования контента стоил 4,4 млн. рублей исходя из расчета в 1,1 млн. рублей в год. При этом, по сведениям наших источников, рекламные доходы проекта не превышали нескольких десятков тысяч рублей в месяц.
 
Весной этого года в медиасреде появились слухи о закрытии «РБК-Татарстан». Несколько СМИ сообщили, что срок аренды доменного имени между РБК и «Татмедиа» завершается в апреле и эти договоры якобы было решено не продлевать. Однако гендиректор ОАО «Татмедиа» Кузьмин тогда опроверг закрытие проекта. «Никто ничего не собирается закрывать, — сказал он нашей газете весной. — Информация о сворачивании проекта не соответствует действительности. Договор франшизы продолжает действовать, все находится в рамках действующих договоренностей, редакция работает». Однако через несколько дней после этой информации стало известно, что проект покидает главный редактор Алмаз Миргаязов — он занялся координацией работы всех радиостанций, входящих в медиахолдинг «Татмедиа», приступив к работе в департаменте телевидения и радиовещания АО «Татмедиа». Вместо Миргаязова куратором РБК стал главный редактор интернет-СМИ «События» Кирилл Шлыков, который, по сути, возглавил объединенную редакцию. При этом ряд журналистов «РБК-Татарстан» покинули проект.
 
СОЮЗ «ТАТМЕДИА» И ЛИБЕРАЛОВ
То, что власти Татарстана свыше трех лет финансировали убыточный проект «РБК-Татарстан», можно рассматривать и как смелый политический жест. Дело в том, что в последние годы холдинг «РБК», принадлежащий миллиардеру Михаилу Прохорову, приобрел славу ультраоппозиционного ресурса, выпустившего, в частности, серию резонансных публикаций о личной жизни Владимира Путина — его дочерях, окружении, резиденциях и т. д. Также издание активно освещало расследование из «панамского досье» о друге Путина — виолончелистеСергее Ролдугине.
 
В итоге в мае этого года топ-менеджмент издания был вынужден с громким скандалом покинуть свои рабочие места. Уволились редактор объединенной редакции Елизавета Осетинская, главный редактор информационного агентства РБК Роман Баданин и главный редактор одноименной газеты Максим Солюс. Увольнение произошло на фоне возбуждения уголовного дела о мошенничестве в холдинге РБК в апреле, а группа «ОНЭКСИМ» миллиардера Михаила Прохорова начала поиск покупателя на свои активы, в том числе и медиахолдинга «РБК» (потом, правда, это начали опровергать). Тем не менее дружбе госхолдинга Татарстана и одного из столпов либеральной прессы все это не повредило.
 
По словам Бикмухаметова, «Татмедиа» не ставило перед «РБК-Татарстан» конкретных политических целей, но одной из задач было освещение жизни в Казани и в Татарстане. «Учитывая, что РБК открылся как раз перед Универсиадой, много наших новостей попадало в топ, в федеральную ленту, — рассказал он. — Благодаря этому ресурс приносит пользу медийного плана, для популяризации, узнаваемости Казани и Татарстана в российском пространстве. При правильной подаче того или иного информационного повода статья уходила на федеральную ленту».
 
«МОЩНЫЙ КУЛАК» ПОД КРЫЛОМ «ТАТАР-ИНФОРМА»
Логичным продложением новости о продаже франшизы РБК стало известие о переменах в самом «Татмедиа». Вчера же Кузьмин сообщил, что коллективы Intertat и Sntat вольются в ИА «Татар-информ». Электронная газета Intertat ликвидирована как юридическое лицо. Кузьмин отметил, что это «ни в коем случае не сокращение, а процесс реорганизации». По его словам, речь идет об усилении роли «Татар-информа» в информационном поле республики.
 
«Мы концентрируем наши ресурсы и перераспределяем внутри агентства наши силы для того, чтобы сделать „Татар-информ“ самым оперативным, самым читаемым, самым быстрым и точным агентством Республики Татарстан. Такие задачи поставило перед нами руководство республики, и мы их выполняем, — озвучил Кузьмин амбициозные цели. — Мы начали реструктуризацию информационных потоков и усиливаем аналитическую составляющую „Татар-информа“ за счет творческой составляющей Intertat и Sntat. Оптимизация не коснется творцов. Под крылом „Татар-информа“ собирается мощный кулак как русско-, так и татароязычных журналистов. Это позволит убрать конкуренцию за информацию внутри холдинга. Также я считаю нерациональным расходовать бюджетные средства на несколько дублирующих друг друга электронных СМИ».
 
Генеральный директор «Татар-информа» Шамиль Садыков не смог сегодня прокомментировать дальнейшее развитие проектов.
Между тем слухи о слиянии-сокращении интернет-проектов «Татмедиа» ходили достаточно давно. Первые разговоры — на уровне кухонных посиделок — пошли с приходом на пост гендиректора «Татмедиа» самого Кузьмина в конце 2015 года. Обсуждалось, что руководитель пресс-службы президента республики пришел в крупнейший региональный медиахолдинг республики в качестве кризис-менеджера, которым некогда был нынешний глава «Просто молоко» Марат Муратов. Впрочем, Кузьмин, приступив к работе и познакомившись с редакциями, поспешных решений не принимал, взявшись за более близкую ему телевизионную составляющую.
Однако уже весной этого года в ИА «Татар-информ» произошли серьезные изменения. На сменуЛеониду Толчинскому, который провел у руля «Татар-информа» 11 лет, пришел бывший пресс-секретарь ПСО «Казань», друг и коллега Кузьмина по «Эфиру» Садыков. Вместе с Толчинским, который ушел восстанавливать из руин журналистское образование в КФУ, редакцию покинули и ее главный редактор Лейсан Абдуллина, а также ряд ключевых на тот момент корреспондентов. Дело не ограничилось лишь административными перестановками. Садыков со временем ввел новую систему гонораров, в среднем повысив зарплаты, несколько изменил редакционную политику, призвав корреспондентов на ленте новостей публиковать лишь актуальную информацию, а не заметки об удоях районных коровников и, разумеется, вложился в отдел видео, пригласив новую команду. В общем, поток вложений в «Татар-информ» ясно давал понять, на какой проект делает ставку Кузьмин.
 
Кроме ресурсов, внимания и денег, которые отнимал портал Sntat у «Татмедиа», действиями портала прежде всего были недовольны в самом «Татар-информе». Садыков неоднократно жаловался на скромный ресурс, «ворующий» у информационного агентства трафик, потому дублирующий сайт решили закрыть.
 
КОМАНДА АЛЬФИИ АДИЯТОВОЙ УХОДИТ НА...ПОВЫШЕНИЕ?
Теперь два коллектива — 18 человек из русской редакции и еще около десятка из татарской — переезжают на 12-й этаж, где расположен любовно созданный Толчинским офис open space «Татар-информ». Теперь главный редактор Sntat Шлыков будет заведовать в ИА аналитическим отделом, который, вероятно, будет создан либо на базе татар-информовского ATI-Times, либо с нуля.
 
По данным наших источников, коллектив издания не остался без хлеба и крова над головой не в последнюю очередь благодаря влиянию заместителя Кузьмина Альфие Адиятовой. В «Татмедиа» она курирует печатные издания. В республиканский медиахолдинг она пришла по приглашению предыдущего главы Фарита Шагиахметова. В «Татмедиа» Адиятова привела и свою команду, с которой работала как на ГТРК, так и в «Комсомолке», а также издавала официальную газету Универсиады. В эту команду и входят Шлыков и Елена Вавилова — они пополнили отдел развития СМИ. В итоге в апреле 2014 года Шлыков возглавил портал «События», создаваемый на базе русскоязычной версии Intertat, а Вавилова — русскоязычную вкладку районных газет «События недели», одного из самых коммерчески успешных проектов медиахолдинга. Газета теперь тоже войдет в состав «Татар-информ» — это подтвердил нашей газете Шлыков. По его словам, вливание в состав ТИ будет происходить постепенно, но затруднился сказать, как это произойдет технически.
 
Опустевший четвертый этаж здания на Декабристов, 2, который занимали РБК, «События» и Intertat, по словам источников, хотят сдать в аренду шеф под офисы.
 
ОПТИМИЗАЦИЯ В «ТАТМЕДИА»
Отметим, что все происходящие изменения в «Татмедиа» проходят по указке твердой руки Кузьмина, который заступил на пост гендиректора АО «Татмедиа» в конце прошлого года. Мы уже писали о других новостях — смене гендиректора ИА «Татар-информ», об объединениивходившего в состав «Татмедиа» телеканала «Казань» и частного «Эфир-24» в новый республиканский телеканал «Татарстан-24».
 
Очевидно, что работа Кузьмина по оптимизации неэффективных СМИ продолжится. Вчера поздно вечером директор телеканала «Татарстан-24» Марина Коновалова выложила в своем аккаунте «Инстаграм» фото с совещаний в холдинге. Судя по подписям к фото, Кузьмин провел отдельное совещание с директором телеканалов, входящих в «Татмедиа», а также общее собрание для всех руководителей филиалов холдинга. «Сани летом, а бюджет осенью!» — подписала она одну из фотографий. На одной из фотографий — директор филиала «Татмедиа» в Зеленодольске Татьяна Витовская, которая рассказала собравшимся о федеральных грантах и о том, что получить их «очень даже реально».
 
Планы по дальнейшей реструктуризации холдинга не раскрываются, но, по нашим сведениям, концепция «кулака», о которой говорил Кузьмин, будет всеобъемлющей. Все телевизионные ресурсы должны влиться в «Татарстан-24», а вся печатная и интернет-пресса консолидирована на базе «Татар-информа» с районными филиалами («Буинск-информ», «Мамадыш-информ» и т. д.) Как видим, реализация этой концепции идет полным ходом. Остается вопрос: сохранится ли после всех этих преобразований потребность в самом ОАО «Татмедиа»?
 
«ПРОДЛЕВАТЬ ФРАНШИЗУ РБК БЫЛО НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО, А КОНЦЕНТРАЦИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В «ТАТАР-ИНФОРМЕ» — ВЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» прокомментировали последние новости на медиарынке Татарстана.
Леонид Толчинский — директор Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ:
 
— С точки зрения развития холдинга выбрана верная стратегия. У «Татмедиа» есть свои информационные ресурсы. И в непростое время, когда надо вкладывать в развитие собственных ресурсов, выплачивать франшизу совершенно самостоятельному другому холдингу, который ведет свою информационную политику, иногда не совпадающую с информационной политикой данного холдинга, не совсем целесообразно и разумно. Поэтому это решение, в общем-то, ожидаемое.
Я не могу назвать цифры, как дорого обходилась эта франшиза. Договор, наверное, трансформировался, какие-то параметры цифровые менялись в разные годы. Но насколько я понимаю и помню, было достаточно дорого. Сумма экономии может быть применительна к тому, что можно перенаправить на собственные информационные ресурсы — заметная, существенная. Я думаю, отказ от франшизы связан с финансовым вопросом. Идет концентрация усилий — финансовых, кадровых, материальных, контентных — вокруг собственных «татмедийных» ресурсов. Политики тут точно никакой нет, потому что я тоже еще в свое время, работая в структуре «Татмедиа», считал, что не очень целесообразно было бы эту франшизу дальше продлевать. Без каких-либо политических подтекстов, исходя сугубо из вопросов, связанных с внутренней оптимизацией.
 
Логичным является и решение по концентрации интернет-ресурсов. Еще несколько лет назад я сам это предлагал. Насколько я сегодня слушаю, как это все обосновывается, — это практически те же слова, которые я и писал в обоснованиях того, что «Татмедиа» как холдинг должен максимально сконцентрироваться на точках роста. На тех медиа, которые имеют перспективы развиваться и достаточно устойчиво находиться на медиаполе. В эти точки роста и нужно вкладывать. То, что происходило распыление этих ресурсов... Ну представляете, холдинг внутри себя создает конкуренцию, формирует очень похожие, однотипные медиаструктуры.
«События недели» — вкладыш в районные и городские газеты — изначально выходил на базе ИА «Татар-информ», и потом вдруг «События недели» вывели из него, то есть начали искусственно дробить медиаресурсы, распыляя аудиторию, средства, кадры. В результате все стали похожи друг на друга. Intertat — на татароязычную версию «Татар-информа», Sntat — кто-то со мной согласится, кто-то нет — принципиально повторял и дублировал «Татар-информ» и, похоже, для одной и той же аудитории вообще работал. Но в это вкладывали ресурсы, содержали штаты, материально-техническое оснащение. Это неправильно. Кстати, сейчас неверно звучит фраза, что Intertat лишили юридического лица. У филиалов «Татмедиа» нет статуса юридического лица, Intertat как юрлицо очень давно был ликвидирова, он слился со своей русскоязычной частью в «Татар-информе», а татароязычную решили оставить как электронную газету внутри холдинга «Татмедиа».
 
Поэтому уже несколько лет назад предлагали все это объединить, сконцентрировать под тем ресурсом, который может иметь перспективу на рынке и успешно продолжать развиваться. Правильное решение! Весь вопрос, как оно будет дальше реализовано, какие сможет извлечь из этого реальные конкретные выгоды и выгоды с точки зрения роста своего влияния на рынке «Татар-информа». Но это уже вопрос к ним.
 
«Я САМ ГАЗЕТЧИК, НО ДАЖЕ Я В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ГАЗЕТ НЕ ЧИТАЮ...»
Геннадий Наумов — «Аргументы недели»:
— Понятно, что в «Татмедиа» поняли, что проект убыточный, потому что если мы посмотрим на телевидение, то что лидирует? Шоу. Не просто информационная программа, а информационное шоу. В этом весь секрет успеха — применить в деловой журналистике элементы таблоидной журналистики.
Ну и еще одно. Если бренд успешен в Москве — это не значит, что он станет успешным в провинции. Яркий пример — МК. В Москве — успешный проект, в регионах МК не идет. В МК в Казани сменилось уже 5 или 6 держателей франшизы. Мало того, «Эфир» в свое время брал со своими ресурсами, была мощная реклама — тираж выше трех тысяч не подняли. Один и тот же проект не может быть востребован, нужен другой продукт. То же самое получится с РБК.
Кузьмин для чего пришел? Он кризис-менеджер, его главная задача — уничтожить «Татмедиа», свернуть этот проект. Всем же очевидно, что на это миллиард рублей тратится, а эффективность близка к нулю. Сейчас у нас, честно говоря, не столько информационная политика, сколько пропаганда идет всюду, но ни у кого не находится мужества прямо об этом сказать. Поэтому принимаются такие меры — там слить, это слить. Но придет все равно день — наверное, «Татмедиа» в сегодняшнем формате существовать не будет. Здесь очень серьезный клубок проблем. Ценовой хребет АО «Татмедиа» — это все-таки типография. А как закрыть типографию, допустим, не печатать газеты? Или, наоборот, газеты закончат свой век, необходимость в типографии отпадет сама собой. Может быть, этого ждут. Я сам газетчик, но даже я уже газет не читаю.
 
Файзрахманов Ильфат — главный редактор общественно-политической газеты «Безнен гэжит» («Наша газета»):
— Федеральные издания Татарстану нужны, потому что Татарстан у нас — передовой регион, о нас должны знать и на федеральном уровне. Хотя сам я РБК в последнее время не читаю. После последних событий — смен руководства и так далее — РБК стал для меня неинтересным.
А к оптимизации в «Татмедиа» отношусь хорошо. Мне хочется, чтобы реформировали вообще все татарстанские государственные СМИ. Часто бывает так, что глава администрации делает тираж, а журналисты выполняют заказ главы. Административный ресурс — это, к сожалению, так... Я, конечно, интересуюсь татарской частью — у кого-то 1,5 тысячи тираж, у кого-то — тысяча. Нужно объединить издания, которые не справляются, не могут собирать тиражи. У татар есть пословица: чем держать 8 коров, лучше одну, но добротную. Вот поэтому нужно объединить, усилить журналистами хорошими, талантливыми. Да, некоторые останутся без работы, но каждый должен заниматься работой, которую умеет делать.
 
Эльвира Вильданова, Артем Кузнецов, Дмитрий Катаргин
 
 
 
 
Опубликовано: