Опять сорок пять. Интервью А.Авдонина журналу "Новости СМИ"

7 ноября 2016
Опять сорок пять. Интервью А.Авдонина журналу "Новости СМИ"
В конце сентября Дмитрий Медведев предложил рассмотреть поправки в законодательство, увеличивающие объем рекламы в нерекламных печатных СМИ с 40 до 45%. Он заявил: «Время сейчас не самое простое и для СМИ – им не всегда легко, – поэтому мы дадим им возможность больше получать денег, больше зарабатывать». Кроме того, председатель правительства отметил, что это «особенно важно для региональных СМИ». Сейчас Комитет Госдумы по информполитике рекомендовал принять в первом чтении этот проект. Мы решили узнать у игроков медиарынка, что они думают о данной инициативе правительства, и задали им несколько вопросов: почему хотят принять этот проект сейчас, насколько он эффективен и поможет ли стабилизировать ситуацию на рынке прессы?

 

Согласно одобренному предложению правительственной комиссии, с 1 января 2017 года периодические печатные СМИ смогут печатать до 45 процентов рекламы на своих страницах. Что Вы думаете об этой инициативе правительства? Почему, по-вашему, она появилась сейчас?

В феврале 2016 г. медийное сообщество обратилось к главе государства Владимиру Путину с просьбой о поддержке отрасли. Президент нашей страны неоднократно заявлял, что будущее России за гражданским обществом, а гражданское общество без СМИ не бывает.
Государство в сложное для отрасли время захотело поддержать ее. Желание похвальное. Но нельзя забывать, что именно власти своими действиями ввергли печатные СМИ в кризис, лишив возможности финансовой независимости, ограничив список рекламируемых товаров, и методично уничтожая точки продаж прессы. Сейчас у издателей почти не осталось запасов финансовой прочности. 
 
– Эффективна ли эта мера поддержки печатных СМИ?
 
Любая мера, принимая во благо отрасли, эффективна. Вопрос в другом: для кого эта мера окажется эффективной. На печатную прессу она особого влияния не окажет. 
В настоящий момент рекламный рынок просел, рекламодатели, видя, что происходит с прессой, переводят свои рекламные бюджеты в другие каналы. Из-за отсутствия рекламодателей цены на ее размещение падают. Прессе просто не на чем теперь зарабатывать. Раньше можно было рекламировать лекарства, БАДы, медицинские услуги, алкоголь, табак. Теперь это запрещено. А без рекламы СМИ не выжить. Поэтому, увеличение рекламных площадей с 40% до 45% особой роли не сыграют, если нечего рекламировать.
– Кто, по-вашему, сможет воспользоваться этим?
 
Наверное, в первую очередь издатели женских глянцевых журналов. В настоящее время они пострадали меньше других от оттока рекламодателей, у них еще есть возможность рекламировать такие категории товаров, как косметика, парфюмерия, одежда. Но что делать мужским журналам или изданиям автомобильной и деловой тематики, у которых раньше одними из основных рекламодателей были производители алкоголя? Направление журналов для мужчин в настоящее время потихоньку умирает. Как правило, там рекламировался дорогой элитный алкоголь, купить который не каждый может себе позволить.
Совладелец одного из крупнейших издательских домов Hearst Shkulev Media Виктор Шкулев правдиво описал ситуацию по поводу увеличения объема рекламы в печатных СМИ. Он сказал, что на рынке сейчас практически нет проектов, которые реально бы могли воспользоваться этой поправкой закона, и привел в пример журнал Elle, где самый высокий процент заполняемости рекламой на российском рынке и где рекламная площадь не превышает 35-40%.

– Поможет ли эта антикризисная мера выжить печатным СМИ? Возможно, нужны другие меры и какой-нибудь другой подход?
 
В целом по рынку эта мера не окажет никакого влияния. К сожалению, предложения по более эффективным мерам поддержки издательского бизнеса, а именно, расширение возможных для рекламы категорий товаров, не были услышаны, несмотря на то, что Минкомсвязи, понимая проблемы отрасли, ранее заявляло о необходимости разрешить на страницах печатных изданий рекламу алкоголя, биологически активных добавок (БАД) и рецептурных лекарственных препаратов.
Федеральная Антимонопольная служба в лице главы своего главы Игоря Артемьева также считает, что реклама алкоголя в печатных СМИ и в интернете допустима в небольшом количестве с ограничениями, чтобы она не способствовала алкоголизации населения.
Но подвижки, видимо, все-таки идут, раз Минэкономразвития заявило о том, что в 2017 году планирует провести оценку фактического воздействия закона «О рекламе», который ограничил продвижение алкоголя в печатных СМИ и интернете.
Но даже, если будут приняты какие-то положительные решения в отношении пула категорий рекламируемых товаров, остается еще одна существенная для отрасли проблема – уничтожение точек продаж прессы. Если ничего не изменится, то скоро торговать ежедневными изданиями будет вообще негде. На наш взгляд, было бы правильно воспользоваться липецким и воронежским опытом установки павильонов прессы, в которых наряду с газетно-журнальной продукцией продаются еще и книги. Павильоны, о которых идет речь, – легко возводимые, то есть могут быть легко демонтированы в случае, если возникнут какие-нибудь вопросы с коммуникациями. 
Еще одна мера, способная существенно поддержать отрасль, – возвращение субсидирования подписки. Для издателей это актуальная тема. 
 
Пресс-служба НАИ
 
Опубликовано: