Секреты поиска и обработки информации, публикации материалов и работы с заголовками

27 октября 2016
Секреты поиска и обработки информации, публикации материалов и работы с заголовками

Журналистика – одно из важнейших социальных явлений современной жизни, вид массово-информационной деятельности, обеспечивающей бесперебойное взаимодействие между личностью, группой людей и обществом в целом, а также между различными общественными сферами и даже между поколениями. Процесс журналистской деятельности состоит из сбора, обработки, хранения и периодического распространения актуальной общественно-значимой информации. Журналистская информация имеет характерные особенности. Во-первых, это, как правило, новость. Главное для журналиста – поиск нового во всех сферах общественной жизни – в политике, экономике, науке, культуре, спорте. Во-вторых, журналистская информация должна быть оригинальной. Как же происходит поиск и обработка информации в журналистике?

 

Автор американского учебника по написанию новостей Мелвин Менчер выделяет три уровня информации – официальный, спонтанный и расследовательский. Если сравнивать поиск информации с добычей полезных ископаемых, то официальным уровнем можно считать то, что находится на поверхности, спонтанным – то, что лежит неглубоко под землей, а расследовательским – те залежи, ради которых нужно спускаться глубоко под землю.

 Информация, которая находится на поверхности, — это пресс-релизы и всевозможные постановочные мероприятия (пресс-конференции, митинги, церемонии). Особенность информации официального уровня состоит в том, что она если не полностью, то в значительной степени подготовлена специалистами по связям с общественностью соответствующих структур, а потому полагаться на эту информацию нельзя. Даже если она не содержит прямой лжи, то часть правды, которая была бы неприятной для выступающего, утаивается всегда, и составить правильное представление о чем-либо только на основе официальной информации невозможно. Впрочем, журналистам некоторых специализаций приходится иметь дело в основном с информацией официального уровня. Это, например, корреспонденты президентского пула, правительственного, парламентские корреспонденты.
 
Информация спонтанного уровня — это события, происходящие сами по себе, жизнь такая, какая она есть. К этому уровню информации относятся всевозможные эксперименты из серии "проверено на себе", например журналист пытается что-то продать, купить или получить кредит. Или после заявления чиновника о том, что отремонтированы дома всех пострадавших от стихийного бедствия, журналист едет в этот населенный пункт и проверяет, действительно ли дома отремонтированы и как отремонтированы. Информация спонтанного уровня может дополнять информацию официального уровня, когда журналист выясняет, как в действительности обстоят дела в данной сфере. Иногда официальный уровень информации превращается в спонтанный, например, когда на пресс-конференции выведенный из себя ньюсмейкер начинает говорить то, что он сказать не планировал.
 
Информация расследовательского уровня — это сведения о причинах происходящего, причем те, которые кто-то пытается скрыть. Например, журналист, выяснивший, что дома пострадавших от стихийного бедствия не отремонтированы, начинает выяснять, куда исчезли деньги, выделенные из бюджета для этого ремонта. Или журналист, узнавший о том, что опасный преступник был задержан и тут же отпущен из-под стражи, пытается узнать, кто и почему принял это решение. Информация расследовательского уровня встречается в СМИ сравнительно редко. Во-первых, это связано со сложностью ее получения. Во-вторых, расследования требуют очень большого времени по сравнению со сбором информации официального и даже спонтанного уровня, поэтому далеко не каждое издание может себе позволить заниматься расследовательской журналистикой по экономическим причинам. Ведь если статьи на основе информации первых двух уровней журналист может писать ежедневно или в крайнем случае еженедельно, то на расследование у него может уйти до нескольких месяцев. Соответственно такая статья обойдется редакции в 10–30 раз дороже, чем обычный материал.
 
В журналистике существует три способа получения информации — наблюдение, работа с источниками и анализ уже имеющихся сведений.
Наблюдение бывает внешним или включенным. В первом случае журналист не участвует в событии, во втором — участвует. Например, когда журналист наблюдает за происходящим на митинге, это внешнее наблюдение, когда же отправляется в экспедицию в качестве участника — включенное.
 
Наблюдение также бывает открытым или скрытым. В первом случае журналист сообщает о своей профессиональной принадлежности, и окружающим известно, что этот человек — журналист. Во втором окружающие этого не знают. Данную разновидность наблюдения иногда называют "метод маски" или "метод смены профессии", когда журналист, как правило, для разоблачения чьих-либо злоупотреблений вступает в контакт с этими людьми в каком-то ином качестве, например под видом фермера пытается продать урожай на рынке, под видом гастарбайтера — найти работу на столичной стройке, под видом предпринимателя — получить лицензию на занятие определенным видом бизнеса.
 
Источники подразделяются на документальные и персонифицированные. Под документальными источниками имеются в виду не только официальные документы органов власти, а все материальные носители информации — фотографии, видеоматериалы. Персонифицированные источники — это люди, которые располагают интересующей журналиста информацией. Они разделяются на свидетелей события, которые наблюдали происходящее сами, и тех, кто узнал о случившемся со слов других. Во втором случае чем больше звеньев прошла информация, прежде чем ее сообщили журналисту, тем вероятнее искажения, обусловленные "эффектом испорченного телефона", когда каждый услышавший и затем пересказывающий сообщение незаметно для себя упускает часть деталей и, напротив, добавляет несуществующие подробности.
 
Формула написания идеальной новости
 
– Что произошло?
– Где это произошло?
– Когда это произошло?
– Кто стал участником этого события?
– Как это происходило?
– Почему это произошло?
– Что означает данное событие?
 
Если вы найдете ответы на все эти вопросы, значит, вы написали новость. Старайтесь умещать новость в трех предложениях.
Новость должна быть выстроена с точки зрения логики. У нее должно быть начало, середина и конец. Вы рассказываете сказку. Первая строка вашего материала должна "продавать" данную новость слушателю. Вторая строка должна содержать дополнительные детали, поясняющие данную новость. И, наконец, последняя строка завершает новость. Можно сделать какой-либо вывод и (или) сказать о последствиях данного события.
Таким образом, необходимый навык заключается в том, чтобы суммировать вашу информацию, изложив факты в порядке убывания их важности и в рамках того времени, которым вы располагаете, а все, что не войдет, "оставить за скобками".
 
Прочитайте то, что вы написали, но при этом не читайте последнее предложение. Вы все равно поняли бы, о чем идет речь, даже если бы никогда не слышали о данной новости раньше? Прочитайте ее еще раз, не читая два последних предложения. Все равно все понятно? Если ответом на оба эти вопроса было "Да", то, возможно, вы написали хорошо.
 
Работа с заголовками
 
Заголовок — одна из важнейших составляющих любого материала. Интересный, броский заголовок обеспечивает 90% успеха любой публикации. Если внимание читателей привлечь при помощи заголовка не удалось, статья, скорее всего, окажется непрочитанной. Особенно это касается интернет-изданий, в которых читатели ориентируются только по названиям и не видят полных текстов до тех пор, пока не откроют соответствующую статью. Поэтому неудачный заголовок может обесценить все усилия, затраченные на написание хорошего материала. И поэтому на выбор заголовка зачастую уходит не меньше времени, чем на написание самой статьи.
 
Функций у заголовка две — информативная и контактная. Он должен сообщить читателю, о чем статья, и побудить его эту статью прочесть. Поэтому заголовок часто сравнивают с вывеской и витринами магазина. Как вывеска и витрины — это обещание, что в магазине можно найти такой-то товар, так заголовок — это обещание, что в статье будет определенная информация. Поэтому требования к заголовку в общем виде таковы: быть достаточно привлекательным, чтобы заинтересовать читателей, но не дезориентировать их, обещая то, чего на самом деле в статье нет. Обман вызывает раздражение, и человек рано или поздно перестанет читать издание, которое обещает в заголовках ту информацию, которая в статьях отсутствует.
 
По форме заголовки подразделяются на номинативные и предикативные. Номинативный заголовок представляет собой неполное предложение, как правило, фразу из двух существительных или существительного и прилагательного. Например, "Год престижа" ("Коммерсантъ", 22 сентября 2005 г.), "Фарш несогласных" ("Коммерсантъ", 16 апреля 2007 г.), "В шкуре звезды" ("Новые Известия", 28 декабря 2007 г.). Номинативный заголовок обычно содержит оценку новости и сопровождается подзаголовком — распространенным предложением, излагающим ее суть. Вот пример заголовка с подзаголовком: "Дед Мороз и красный нос (заголовок). Актеры с ужасом и смехом вспоминают пьяные театральные утренники 1 января (подзаголовок)" ("Новые Известия", 28 декабря 2007 г.).
 
При написания заголовка к статье нужно придерживаться некоторых правил, которыми не следует пренебрегать. Давайте рассмотрим их:
Заголовок статьи должен быть связан по содержанию с текстом. Заголовок должен отражать суть статьи, не приуменьшая и не преувеличивая факторов описанных в ней. Важно оправдать ожидание читателя.
 
Не нужно писать слишком длинные названия статей. Заголовок должен быть кратким и емким. Старайтесь писать заголовки статей объемом не более 70 знаков, включая пробелы и знаки препинания.
 
Требования к заголовку таковы. Заголовок должен:
 
  • быть ясным высказыванием;
  • заключать в себе основную идею текста;
  • не противоречить содержанию материала;
  • быть корректным, легко схватываемым и понятно сформулированным;
  • возбуждать интерес читателя.
К плохим заголовкам также относят "нулевые", "двойные" и комментарийные. "Нулевой" заголовок что-то подразумевает, но что именно — для читателей остается загадкой. Подобное происходит, когда в качестве заголовков используют банальные крылатые фразы, пословицы, поговорки, лозунги, а также непонятные широкому кругу читателей термины.
 
"Двойной" заголовок — это высказывание, в котором объединены сразу два аспекта темы. В результате он оказывается длинным по форме и запутанным по содержанию. В таких случаях рекомендуется либо отказаться в заголовке от одного из аспектов, либо из одной статьи сделать две, каждую со своим заголовком.
 
Комментарийные заголовки являются неудачными при использовании их в информационных статьях. У читателей может сложиться впечатление, что им навязывают чье-то мнение и готовят к восприятию изложенной в статье информации под определенным углом. Издание, в котором преобладают комментарийные заголовки, воспринимается как партийное или корпоративное, то есть занимающееся не информированием своих читателей, а пропагандой или рекламой.
 
Кроме того, в заголовках нежелательно употреблять сложные синтаксические конструкции и удалять друг от друга связанные между собой слова, например определение и определяемое слово. Также не рекомендуется употреблять в заголовке многозначные и неизвестные широкой публике слова, так как в этом случае название статьи могут понять неправильно.
 
К использованию цитат в качестве заголовков также следует подходить крайне осторожно. Только в интервью и портретах подобные заголовки однозначно считаются уместными. Во всех остальных случаях следует иметь в виду, что фраза, сказанная персонажем статьи, практически всегда отразит смысл материала гораздо хуже, чем это мог бы сделать сам журналист. И цитатный заголовок будет свидетельствовать лишь о том, что автор материала или редактор не потрудились придумать собственный и просто взяли показавшуюся им наиболее яркой фразу персонажа.
 
Не употребляйте сокращений слов при написании заголовка статьи. Особенно это касается малоизвестных и используемых в узких кругах сокращения слов. В редких случаях употребляйте только те сокращения, которые известны и используются большинством пользователей. Пример: "соц. сеть" — употребив данное сокращение в интернете, большинство пользователей сразу поймут, что речь идет о социальной сети.
 
Придумывание заголовков — особая разновидность журналистской работы. Как правило, автору для своего текста придумать хороший заголовок достаточно сложно. Мешает "перегруженность" информацией, когда не удается дистанцироваться от собственной статьи, взглянуть на нее со стороны, выделить наиболее яркие моменты, которые могли бы быть затем отражены в заголовке. Поэтому на практике журналисты обычно сдают статьи с "рабочими" названиями, а окончательные заголовки придумывают редакторы либо специальные сотрудники, обладающие навыками "сквозного чтения". Иногда задание придумать заголовок к какому-нибудь тексту получает вся редакция, и подобный мозговой штурм, как показывает практика, приносит результаты.
 
С правилами написания и оформления заголовков мы разобрались. Давайте теперь поговорим о том, как написать красивый заголовок, который бы заинтересовывал читателя. Часто их называют цепляющие заголовки. Есть некоторые способы построения заголовка статьи, которые используются уже долгие годы и прекрасно работают.
 
Вопросительный заголовок. Данный вид заголовка наиболее распространенный и в тоже время эффективный. Вопрос в названии статьи говорит о том, что данная статья решает определенную проблему. Вопрос в заголовке указывает, что в статье кроется ответ на него и ее нужно прочесть.
Также вопросительный заголовок вызывает интерес и любопытство у читателя, побуждая искать на него ответ в статье. Пример заголовка: "Как придумать заголовок статьи", "Зачем нужен заголовок".
 
Заголовок с числами. Числовые заголовки также довольно распространены. Наиболее эффективными из них являются с указанием числа шагов, проделав которые можно решить проблему. Пример заголовка: "Как написать красивый заголовок всего за 5 шагов?".
 
Использование чисел в заголовках количеством шагов не ограничено. Также можно указывать количество способов решения проблемы. Это понравится читателям, так как можно всегда выбрать альтернативу. Пример заголовка: "10 лучших способов написать заголовок".
 
При любой формулировке числа в заголовке имеют притягательный эффект. Но при указании пошаговой стратегии решения проблемы, статья становится подобием инструкции. Тоже самое можно сказать и о вопросительных заголовках. И именно статьи, написанные с таким заголовком и стилистикой, пользуются наибольшей популярностью.
 
Негативный заголовок. Давайте сразу рассмотрим пример, чтобы Вы понимали о чем идет речь. Пример заголовка: "Как не совершать ошибки при написании заголовка?", "10 критических ошибок при написании заголовка".
 
В данных заголовках присутствует фактор страха. В названии озвучивается какая-то проблема, с которой читатель может столкнуться и сразу же дается понять, что ее решение находится в статье. Ни у кого из нас нет желания сталкиваться с проблемами, мы стараемся их избежать. Именно поэтому, заголовки, которые говорят, что могут в этом помочь пользуются большой популярностью.
 
Лучше всего писать заголовок в настоящем времени. Это может создать ощущение сиюминутности и с большой вероятностью побудит читателя ознакомиться со статьей полностью.
 
В заголовке можно рассказать историю успеха, свою или чужую не имеет значения, это одинаково может быть эффективным. Более того, хорошим решением будет использование заголовка от первого лица. Пример заголовка: "Моя проверенная методика написания заголовков".
 
Также может быть эффективным использования слова "секрет". Оно может создать небольшую интригу у читателя, пробудить у него любопытство и интерес. Пример заголовка: "Секреты написания эффективных заголовков".
 
Секреты написания подзаголовка (лида)
 
Лид — первый абзац текста, который резюмирует весь материал. После заголовков это первое, что видит читатель.
 
Лид должен интриговать. Выносите самые парадоксальные и интересные вещи из всего материала.
Лид должен сообщать главное. Главная мысль, главная идея, главные герои.
Лид должен быть не больше 5 предложений. Он может состоять из одного предложения или представлять собой мини-рассказ.
Лид должен быть ясным и понятным. Глядя на него, читатель должен задаться единственным вопросом: хочу ли я прочесть эту статью?
Важно также, чтобы он не был перегружен ненужными сведениями: излишние подробности, точные звания — словом, все, что может подождать до второго абзаца, а то и дольше.
Лид должен быть самодостаточным. Его смысл не должен зависеть от того, что идет после него. Другими словами, если мы уберем лид из текста, целостность материала от этого не пострадает.
Не стоит начинать лид с придаточного предложения. Лид стоит делать более динамичным, а придаточные предложения его "тормозят". Также не рекомендуется начинать с числительных. Лид не должен состоять только лишь из цитаты, но может содержать в себе слова героев, если они имеют какую-либо смысловую нагрузку.
В лиде закладывается главная мысль или идея произведения. Но это не значит, что он должен быть в виде сухой новостной заметки, — можно вынести в лид характерную идею концепции материала.
Содержание лида зависит от жанра произведения. В новостных материалах лидом является "верхушка" пирамиды (что, где, когда, как). В аналитике лид содержит главную мысль, гипотезу, проблему и намек на ее решение. В интервью лид может содержать интригующую информацию о герое. В репортаже это может быть либо предыстория, либо какой-то интересный момент из самого репортажа, даже часть диалога.
В лиде может указываться автор материала и издание, для которого он написан. Это создает эффект эксклюзивности. Обычно в конце лида делают приписку типа "Корреспондент такой-то газеты побеседовал с таким-то героем" или "Читайте репортаж нашего корреспондента".
Александр Сапун
 
Опубликовано: