Каких ошибок необходимо избегать представителям СМИ в период выборной кампании

24 мая 2016
Каких ошибок необходимо избегать представителям СМИ в период выборной кампании

Союз издателей «НАИ» внимательно следит за всеми мероприятиями, касающимися темы парламентских выборов и работы журналистов. В ходе круглого стола «Парламентские выборы 2016: особенности работы журналистов в условиях многочисленных изменений в законе о СМИ», который прошел 20 апреля с.г. в Центральном доме журналиста, были достигнуты договоренности о том, что Союз Издателей «НАИ» будет находиться в постоянном контакте с ЦИК России, Роскомнадзором и другими органами власти.

 

Так, 19 мая с.г. в пресс-центре Центральной избирательной комиссии РФ прошел семинар для представителей СМИ по вопросам организационно-правовых основ медийного сопровождения избирательного процесса, в котором приняло участие более 20 федеральных средств массовой информации. В семинаре приняла участие исполнительный директор Союза издателей «НАИ» Светлана Моисеева

 Во вступительном слове Председатель ЦИК России Элла Памфилова акцентировала внимание участников мероприятия на том, что главной задачей ЦИК в выборной кампании является обеспечение неукоснительного исполнения действующего законодательства о выборах.

Далее слово взяла Секретарь ЦИК России Майя Гришина, которая в своем выступлении рассказала о различиях понятий «информирование» и «предвыборная агитация». Докладчикобратила внимание присутствующих, что согласно законодательству представитель СМИ при осуществлении своей профессиональной деятельности не вправе проводить предвыборную агитацию. В тоже время правовые признаки агитации определены достаточно широко – это вызывает сложности у профессиональных журналистов, желающих без нарушения закона разносторонне осветить избирательную кампанию.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации № 15 от 2003 года, к агитации законодатель требования достоверности не предъявляет, пояснила Гришина. Секретарь Центризбиркома отметила, что признаками информации являются: объективность, достоверность и соблюдение равенства прав кандидатов и политических партий.

 Гришина указала на то, что появился третий тип средств массовой информации – сетевое издание, и если оно зарегистрировано как СМИ, то на него распространяется законодательство РФ.

Общий агитационный период начинается с момента выдвижения кандидатов и списков кандидатов и заканчивается 16 сентября 2016 года, накануне «дня тишины». Гришина пояснила, что моментом выдвижения списка кандидатов является момент принятия на съезде политической партии решения о выдвижении списка. «А момент выдвижения кандидата – это подача документов в избирательную комиссию», - дополнила докладчик. Агитационный период в СМИ начинается с 20 августа и заканчивается 16 сентября 2016 года. «Это касается и сетевых изданий», – подчеркнула секретарь Комиссии.

В ходе семинара журналистами был задан ряд вопросов, касающихся, в том числе, необходимости указания возрастной маркировки на агитационных материалах. Секретарь Центризбиркома ответила, что «ставить маркировку на агитационные материалы необходимо, если данный материал подпадает под действие закона о Защите детей».

Таким образом, все издания, зарегистрированное в качестве СМИ, в том числе, и сетевые (независимо от тематической направленности) должны ставить возрастную маркировку.

Если агитационные материалы размещаются на сайтах, которые не зарегистрированы как СМИ (включая социальные сети), или в общественно-политических печатных СМИ, то ставить маркировку не требуется.

Исполнительный директор Союза издателей «НАИ» Светлана Моисеева. задала вопрос о том, что уже сейчас потенциальные кандидаты в депутаты приходят в редакции изданий и просят разместить их агитационные материалы на страницах газет, правомерны ли такие действия кандидатов и не нарушают ли редакции законодательство, публикуя такого рода материалы.

«Пока не объявлены выборы, пока не опубликован Указ Президента о назначении даты выборов, действует обычный режим опубликования информации. Какой бы характер информации ни носило содержание этого материала, он не подпадает под признаки агитации. Таким образом, редакции вправе сами решать публиковать или не публиковать данный материал», - пояснила Гришина.

Роскомнадзор в рамках рассмотрения темы разграничения агитации и информирования граждан все же рекомендовал СМИ «размещать это не в форме открытых призывов к голосованию за или против, а в рамках освещения деятельности, например, конкретного человека».

 

 

Опубликовано: