Читатели повышенной секретности. Управделами президента не раскрывает имена чиновников — подписчиков прессы

24 ноября 2016
Читатели повышенной секретности. Управделами президента не раскрывает имена чиновников — подписчиков прессы

Управление делами президента потратит почти 6,6 млн руб., чтобы оплатить газеты, журналы и электронные подписки на издания для Кремля. Имена высокопоставленных чиновников, для которых предназначается печатная продукция, в этом году скрыты

 

Управделами выделило чуть больше 18,3 млн руб. на поставку печатной продукции для администраций президента и правительства, следует из данных «СПАРК-Маркетинга». Часть из этих контрактов еще не опубликованы на портале госзакупок, сведения о них содержатся только в плане ведомства. Обнародована документация только по одному аукциону — «по оформлению подписки и доставке периодических изданий в 2017 году» для аппарата Кремля на 6,6 млн руб.

Управделами объявляет такой конкурс каждый год, но в ноябре 2015 года структура указала имена всех чиновников, а также названия резиденций, архивов и библиотек, для которых требуется печатная продукция. Теперь имена и должности скрыты за порядковыми номерами абонентов, всего их 81. В Управделами не ответили на запрос РБК, почему в конкурсной документации не значатся имена госслужащих.
«Само по себе [засекречивание информации о конечных получателях в Кремле тех или иных СМИ] не является каким-то глобальным событием, — считает обозреватель «Новой газеты» Леонид Никитинский. — Однако это вполне укладывается в общую тенденцию — засекречивать все и вся, начиная с того, что едят чиновники, и заканчивая тем, что они читают».
В общей сложности в конкурсной документации указаны 214 наименований прессы (в 2015 году их было 222). Набор изданий практически не меняется уже несколько лет.
Больше всего выписывают «Коммерсантъ» — 58 экземпляров ежедневной газеты и 55 субботней. Затем идут «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Известия», «Ведомости» и «Новая газета». Газета РБК на 14-м месте — Управделами заказывает 18 экземпляров. Самый читаемый журнал — «Коммерсантъ Власть» — 33 подписки.
На электронную версию «Ведомостей» подписался лишь один чиновник. Еще один человек попросил оплатить ему доступ к материалам Slon.ru за 11,3 тыс. руб. (сейчас издание называется Republic). На сайте СМИ годовая подписка стоит значительно дешевле — 3,9 тыс. руб.
Если предположить, что, как и в прошлом году, в первой графе указаны издания для Владимира Путина, которые ему доставляют в Кремль, то список прессы изменился лишь на одну позицию: главе государства перестали заказывать журнал «Профиль». По-прежнему в его приемную приносят газету РБК, «Коммерсантъ», «Ведомости», «Известия», «Комсомольскую правду», МК, «Новую газету», «Спорт-Экспресс», «Вокруг света», The New Times и др. — всего 22 экземпляра.
Список изданий обычно составляет пресс-служба, которая исходит из собственного представления о том, какие газеты и журналы нужно мониторить, объясняла ранее в разговоре с РБК бывший директор информационно-аналитического отдела Фонда эффективной политики, основатель проекта BesTToday Марина Литвинович. Эти издания редко доходят до высокопоставленных чиновников: они получают справки и доклады, составленные пресс-секретарями, в том числе и на основе СМИ.
В ГК «Урал-Пресс» (в прошлом году компания выиграла аналогичный тендер) подтвердили РБК, что обычно списки формирует канцелярия Управделами президента. «Раньше они были открыты, сейчас закрыли. Кто стоит за «Абонентом» — мы не знаем. Но это не исключительный случай — так во многих организациях делают, в том числе и в частных», — заявил генеральный директор ГК Константин Астафьев.
По словам Астафьева, все зависит от канцелярии. «Некоторые вообще дают единый список и принимают два-три мешка прессы ежедневно, а потом сами сортируют. Другие — их большинство — сортировать просят по отделам. Кто-то по персонам», — констатировал гендиректор ГК «Урал-Пресс».
 
Илья Рождественский, Мария Истомина
 
Опубликовано: