Денег для СМИ нет, но вы держитесь!

2 сентября 2016
Денег для СМИ нет, но вы держитесь!

 На днях в Пензе первый заместитель руководителя администрации президента РФ Вячеслав Володин встречался с журналистами и ему гендиректор ТРК «Экспресс» Степан Парфенов сказал, что экономическое положение СМИ в России плачевное и что хорошо бы помочь редакциям газет и журналов путем снятия с них налоговой нагрузки, т.е. обнулить НДС. 

На это Вячеслав Володин ответил примерно так же, как премьер Медведев на жалобу крымских пенсионеров в связи с их бедственным положением. Володин сказал: «Вопрос не новый. Он, действительно, обсуждается, в том числе на уровне Союза журналистов России… Я не стал бы давать обнадеживающих обещаний». И обратил внимание присутствующих на имеющиеся проблемы в экономике. Словом, денег для СМИ нет, но вы держитесь!

 
В этой связи нельзя не вспомнить европейский опыт. Здесь во всех странах значительно снижены или приведены к нулю налоги на газеты, журналы и книги. Так, НДС на газеты и еженедельные журналы в Дании, Норвегии, Бельгии, Албании, Великобритании составляет 0%, В Турции – 1%, во Франции – 2,1%, в Швейцарии – 2,5%, в Люксембурге – 3%, в Италии и Испании – 4%, в Венгрии, на Мальте и на Кипре – 5%, в Греции и Нидерландах – 6%, в Германии – 7% и т.д. НДС на книжную продукцию в этих и большинстве других европейских стран также составляет от 0% до 7%.
 
Мы говорим об этом уже много лет, но даже в самые «тучные» годы Минфин блокировал все отраслевые предложения о смягчении налоговой нагрузки на СМИ. В Правительстве вообще, на мой взгляд, плохо понимают проблемы медиаотрасли. И это прежде всего касается финансово-экономического блока. К примеру, в Минэкономразвития на предложение медиаотрасли по снятию запретов на рекламу ряда товаров и услуг в СМИ ответили в стиле Марии-Антуанетты (королева Франции во второй половине 18 века), которая, узнав, что у народа нет хлеба, и он бунтует, сказала: «Пусть едят пирожные!». Минэкономразвития не подержало просьбу главредов ведущих СМИ страны о разрешении публикации в газетах и журналах рекламы алкоголя, БАДов, медицинских услуг, но предложило увеличить в печатных изданиях размер допустимых рекламных площадей до 45%. И это в то время, когда объем рекламы стремительно падает, и данную рекомендацию не может использовать ни одно печатное СМИ в России по одной простой причине – рекламы для таких площадей просто нет.
 
В отличие от пенсионеров Крыма медиаотрасль может сама для себя заработать. Это касается и редакций печатных СМИ, и распространителей печатной продукции. Для этого надо всего лишь снять ограничения по публикациям рекламы товаров и услуг в газетах и журналах и по ассортименту товаров в киосках прессы. На мой взгляд, в российских СМИ должно быть разрешено рекламировать все, что разрешено законом к продаже. Мы не только сможем сами заработать и спасти отрасль, но еще и помочь государству за счет отчислений в бюджет, создания новых рабочих мест и др.
 
Серьезной проблемой, конечно, остаются высокие арендные ставки для объектов прессы в Москве, Петербурге и ряде других городов России. Эти ставки запредельные и идут вразрез с рекомендациями Минсвязи. Но здесь хотя бы есть просвет в темном занавесе, опущенном властью на отрасль. Это, к примеру, Липецкая, Воронежская области, где власть ввела арендные ставки для киосков и павильонов прессы рекордно низкие.
 
Словом, неудивительно, что у властей для того чтобы помочь бедствующим печатным СМИ денег нет. Тем не менее, за последние пять лет введена масса неразумных ограничений для отрасли, подписка лишена дотаций, а выхода из этого тупика пока никакого. Есть, конечно, слабая надежда на то, что новый состав Госдумы поотменяет все ограничения по прессе, примет законы, стимулирующие развитие отрасли и даст издателям и распространителям печатной продукции возможность действовать на свободном рынке и по рыночным принципам. Остается только уповать на лучшее.

http://alexander-oskin.livejournal.com/
Опубликовано: