Слухи о смерти печатных СМИ были преувеличены: в 2016 году уже зарегистрировано 2149 новых изданий

8 августа 2016
Слухи о смерти печатных СМИ были преувеличены: в 2016 году уже зарегистрировано 2149 новых изданий

В 2016 году в России было зарегистрировано 2149 печатных СМИ, в т.ч. 1199 журналов, 897 газет, 34 сборника, 12 бюллетеней, 7 альманахов. Об этом сообщил Союз издателей "НАИ" со ссылкой на данные Роскомнадзора. Эта информация принципиально важна, и не столько как аргумент в нашем споре с "похоронной командой", уже второй десяток лет заявляющей о скорой смерти печатных СМИ, а как успокоительная новость для самих издателей в их борьбе с кризисом.

 
Конечно, на российском издательском рынке проблем очень много. Резко дорожает полиграфическая бумага, растет стоимость типографских услуг, повышаются цены на электроэнергию и топливо. Большой проблемой являются задержки с выплатами за продажи печатной продукции по вине распространителей. Напомню, к примеру, что в ритейле выплаты за продажи прессы в большинстве случаев начинаются через 120 банковских дней. И это безобразие никак не удается устранить через поправки к закону О торговле.
Словом, проблем много, и мы с интенсивностью примерно один раз в неделю получаем информацию о закрытии печатных СМИ или целых издательских домов. Вот почему так важен позитив, который может изменить пессимистичные настроения в издательском сообществе.
Данные Роскомнадзора, о которых говорилось выше, свидетельствуют, что новые печатные СМИ в текущем году регистрировались во всех регионах РФ, представляют всю тематическую палитру и рассчитаны на самую разную аудиторию. Так, к примеру, стали издаваться вновь зарегистрированные общественно-политические газеты "Приамурские ведомости" (Хабаровск), "Правда Тувы" (Кызыл), "Южный Урал" (Оренбург), "Кубанские вести" (Краснодар). Накануне выборов в разных городах появилось много партийных газет: "Единая Россия" в Петропавловске-Камчатском, "ЛДПР в Адыгее", "Справедливая Россия" в Ульяновске" и т.д. Местные новости публикует множество новых городских газет ("Вестник Самары", "Орловская газета", "Курский городской вестник"…). Пожилым людям предназначены такие новые издания, как "Пенсионер-дачник" и "Пенсии и льготы" (Санкт-Петербург), "Честное пенсионерское" (Краснодар) и многие другие. В этом году получили регистрацию новые религиозные печатные СМИ, например, "Уфимские епархиальные ведомости", "Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета". Десятки вновь зарегистрированных газет и журналов посвящены теме "сад и огород": газета "Дом и сад для души" (Белгород), "Солнышко. Газета для дачников" (Хабаровск), журнал "Цветники в саду" (Москва)…. Новые издания рассчитаны на любителей астрологии (газеты "Магия для вас" и "Астросоветы", Санкт-Петербург, журнал "Предсказания Оракула. Астрологический гид", Москва…), спорта ("Спорт Тайм", Иркутская область, "Спорт 08", Калмыкия, "Спортивный Портал", Тюмень…), а также на любителей кроссвордов, рукоделия, кулинарии, домашних животных, приверженцев здорового образа жизни и т.д. и т.п. А, например, в поселке городского типа Прохоровка Белгородской области стала выходить газета "Классная девчонка". Из самых последних новинок на рынке печатных СМИ можно отметить журнал Министерства обороны РФ "Вестник военного образования", а также журнал Сколтеха REACH, посвященный космосу и его исследованию. 
В заключение хотел бы со всей определенностью заявить, что сегодня умирают только плохие газеты и журналы, т.е. те, на которые упал спрос читателей и рекламодателей, чьи доходы стали стремительно падать до нуля. 
По оценкам экспертов АРПП, сегодня срок жизни печатных СМИ в среднем составляет 5 лет. Это в том случае, если у издания отсутствует обновление и не применяются новые маркетинговые ходы по укреплению своих позиций на рынке. Кроме того, "замшелые" газеты и журналы не способны эффективно взаимодействовать с "цифрой" и обеспечивать симбиоз печатной и электронной версий своих изданий. 
Если современный издатель не знает, что такое "концепция 360 градусов" в деятельности редакции, ему дорога на свалку. Медиаиндустрия стремительно движется вперед, а те, кто за ней не успевает, должны менять профиль своей деятельности. Например, идти на преподавательскую работу.
 
Александр Оськин, председатель правления НП «АРПП
 
Опубликовано: